Стропальщик

Основная программа профессионального обучения – программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих «Стропальщик» (код-18897) Содержание: Содержание 2 Общие положения 3 Планируемые результаты 5 Организационно – педагогические условия 6 Итоговая и промежуточная аттестация 7 Учебно-тематический план 8 Календарный учебный график 9 Рабочая программа. Содержание разделов 9 Оценочные материалы 13 Методические материалы 15 Нормативно-правовые акты и список литературы 16 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная программа профессионального обучения – программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих «Стропальщик» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно- технических документов: - Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020г. № 438 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 14 июля 2023 года № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019. Выпуск №1 ЕТКС. Раздел ЕТКС «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Стропальщик. § 302. Стропальщик (2-й разряд). § 303. Стропальщик (3-й разряд). Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц. Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения. Профессиональное обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения 4 промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий). Формы проведения квалификационного экзамена устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего). Квалификация, указываемая в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно устанавливают образцы выдаваемого свидетельства о профессии рабочего, должности служащего, и определяют порядок их заполнения и выдачи. При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть основной программы профессионального обучения и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Цель основной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих «Стропальщик» – формирование у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков по профессии. Задачи программы: формирование комплексного подхода к вопросам организации обучения по профессии рабочего стропальщик, планирования обучения с применением технических средств, приемам обучения в реальных условиях, на производстве. Образовательная деятельность по программе организуется в соответствии с учебным планом, календарным графиком и расписанием. Программа представляет собой комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогические условия, формы итоговой аттестации и представлена в виде: учебного плана, календарного учебного графика теоретического и производственного обучения, рабочих программ, оценочных материалов, методических материалов. Объём освоения программы составляет 120 учебных часов, включает теоретическое и практическое обучение, итоговую аттестацию. 5 Содержание программы должно систематически дополняться материалом о новых технологических процессах и оборудовании, о достижениях, внедренных в отечественной или зарубежной практике. Теоретические занятия - обучающиеся изучают теоретические основы, установленные квалификационными требованиями данной рабочей профессии. Практические занятия - формирование практических умений профессиональных (выполнять определённые действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) данной рабочей профессии. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Режим проведения занятий не более 8 часов в сутки. Общий срок освоения Программы согласовывается с Заказчиком индивидуально. Расписание и учебный график составляются с учетом особенностей Заказчика. Форма реализации программы – очная, очно-заочная (с применением дистанционных образовательных технологий). С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (слушателя), в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации, на основании действующего законодательства РФ и локальных актов образовательной организации, для отдельного обучающегося или группы обучающихся может быть организовано обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе предусматривающему ускоренное обучение в рамках осваиваемой программы. К освоению программы допускаются лица не моложе 18 лет, и имеющие общее среднее образование или среднее профессиональное образование. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты обучения по Программе сформированы с учетом требований нормативных документов. § 302. Стропальщик (2-й разряд) Характеристика работ. Строповка и увязка простых изделий, деталей, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов массой до 5 т для их подъема, перемещения и укладки. Отцепка стропов на месте установки или укладки. Подача сигналов машинисту крана (крановщику) и наблюдение за грузом при подъеме, перемещении и укладке. Выбор необходимых стропов в соответствии с массой и размером перемещаемого груза. Определение пригодности стропов. Должен знать: визуальное определение массы перемещаемого груза; места застроповки типовых изделий; правила строповки, подъема и перемещения малогабаритных грузов; условную сигнализацию для машинистов кранов (крановщиков); назначение и правила применения стропов - тросов, цепей, канатов и др.; предельные нормы нагрузки крана и стропов; требуемую длину и диаметр стропов для перемещения грузов; допускаемые нагрузки стропов и канатов. 6 § 303. Стропальщик (3-й разряд) Характеристика работ. Строповка и увязка простых изделий, деталей, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов массой свыше 5 до 25 т для их подъема, перемещения и укладки. Строповка и увязка грузов средней сложности, лесных грузов (длиной свыше 3 до 6 м), изделий, деталей и узлов с установкой их на станок, подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов, а также других аналогичных грузов массой до 5 т для их подъема, перемещения и укладки. Выбор способов для быстрой и безопасной строповки и перемещения грузов в различных условиях. Сращивание и связывание стропов разными узлами. Должен знать: визуальное определение массы и центра тяжести перемещаемых грузов; правила строповки, подъема и перемещения простых тяжелых грузов и грузов средней сложности; наиболее удобные места строповки грузов; сроки эксплуатации стропов, их грузоподъемность, методы и сроки испытания; способы сращивания и связывания стропов; принцип работы грузозахватных приспособлений. 7 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Наименование разделов Количество часов Всего В том числе Л ПЗ ПА Теоретическое обучение 44 39 - 5 1 Классификация и основные параметры грузоподъёмных машин 12 11 - 1 2 Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара 13 12 - 1 3 Классификация грузов и способы строповки 7 6 - 1 4 Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов 5 4 - 1 5 Охрана труда и промышленная безопасность 7 6 - 1 Практическое обучение 48 - 48 - 1 Инструктаж по охране труда, промышленной и пожарной безопасности и ознакомление с производством 8 - 8 - 2 Обучение основным приемам работ стропальщика 20 - 20 - 3 Самостоятельное выполнение работ стропальщика 20 - 20 - Практическая квалификационная работа 20 - 20 - Консультация 2 - - - Итоговая аттестация (Квалификационный экзамен) 6 - - - ИТОГО 120 39 68 5 *Сокращения в таблице: Л – лекции; ПЗ – практические занятия; ПА – промежуточная аттестация. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график определяет количество учебных недель в соответствии с трудоемкостью и сроком освоения программы, а также понедельное распределение учебной нагрузки на обучающегося. Даты начала и окончания обучения устанавливаются по мере комплектации групп в течение всего календарного года. 8 № Наименование разделов 1 месяц Всего недели месяца 1 2 3 4 кол-во часов в неделю Теоретическое обучение 40 4 44 1 Классификация и основные параметры грузоподъёмных машин 12 12 2 Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара 13 13 3 Классификация грузов и способы строповки 7 7 4 Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов 5 5 5 Охрана труда и промышленная безопасность 3 4 7 Практическое обучение 36 48 1 Инструктаж по охране труда, промышленной и пожарной безопасности и ознакомление с производством 8 8 2 Обучение основным приемам работ стропальщика 20 20 3 Самостоятельное выполнение работ стропальщика 8 12 20 Практическая квалификационная работа 20 20 Консультация 2 2 Итоговая аттестация (Квалификационный экзамен) 6 6 ИТОГО 40 40 40 120 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ Теоретическое обучение 1. Классификация и основные параметры грузоподъёмных машин Понятие «Грузоподъемная машина», «Грузоподъемный кран». Основные признаки грузоподъемных машин. Классификация грузоподъёмных машин. Типы грузоподъёмных кранов. Основные параметры кранов. Индексация стреловых грузоподъёмных кранов. Силы, действующие на кран. Приборы и устройства безопасности, обеспечивающие безопасность работы кранов. Основные узлы и механизмы грузоподъёмных машин. Приборы и устройства безопасности грузоподъемных кранов. Понятие «Прибор безопасности», «Устройство безопасности». Классификация приборов безопасности по назначению. Виды устройств безопасности. 2. Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара Понятие «строповка», «зацепка», «обвязка», «захватывание груза», «тара грузовая», «грузозахватный орган». Основные грузозахватные органы: грузовые крюки, грейферы и грузовые электромагниты и способы их эксплуатации. Классификация стальных канатов. Устройство стальных канатов. Маркировка канатов. Способы крепления концов канатов. Круглозвенные грузовые цепи. Общие 9 сведения о грузозахватных приспособлениях. Виды канатных стропов. Виды цепных стропов. Виды текстильных стропов. Виды тар и их применение. Требования к изготовлению и маркировке тары. Правила заполнения тары. Основные требования при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары. Коэффициенты запаса прочности стропов. Расчёт натяжения ветвей стропа. Траверсы их разновидности и применение. Грузозахватные приспособления – захваты, виды захватов. Эксплуатация грузозахватных приспособлений и тары. Осмотр и браковка грузозахватных приспособлений. Понятие «браковка». Признаки и нормы браковки канатных стропов. Условия браковки канатных стропов по числу видимых обрывов проволок канатной ветви. Браковка канатного стропа при наличии обрывов проволок. Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии. Условия браковки текстильных стропов. Признаки браковки захватов. 3. Классификация грузов и способы строповки Классификация грузов в зависимости от вида, способа складирования и строповки. Категории грузов в зависимости от их массы. Виды грузов в зависимости от их формы и размеров. Правила выполнения строповки с учетом расположения центра тяжести груза. Правила строповки грузов. Выбор грузозахватных приспособлений. Знаковая сигнализация при перемещении грузов с применением кранов. 4. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов Организация производства работ по погрузке и разгрузке транспортных средств (полувагонов, автомашин). Требования к местам производства погрузочно- разгрузочных работ. Требования к применению подъемно-транспортного оборудования. Требования к складированию грузов. Правила складирования труб. Места запрещенные для складирования груза. Требования к укладке труб на стеллажи. Требования безопасности при складировании материалов и конструкций. Правила складирования металлопроката, складирования лесоматериалов. 5. Охрана труда и промышленная безопасность Основные причины производственного травматизма. Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них. Понятие «опасный производственный фактор». Гигиенические нормативы условий труда. 4 степени вредности условия труда. Меры защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов: средства индивидуальной защиты (СИЗ) и средства коллективной защиты. Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты стропальщикам. Основные опасные и вредные производственные факторы при погрузочно-разгрузочных работах и складировании грузов. 10 Обязанности стропальщика при ведении безопасного производства работ грузоподъемными машинами. Обязанности стропальщика перед началом работ по подъему и перемещению грузов. Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза. Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза. Обязанности стропальщика при опускании груза. Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях. Сигнализация при перемещении. Требования охраны труда при погрузке и разгрузке грузов. Оказание первой помощи пострадавшим. Универсальный алгоритм оказания первой помощи. Сердечно-легочная реанимация: правила поведения, оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. Признаки вывиха и правила оказания первой помощи при вывихе. Признаки кровотечения и правила оказания первой помощи при кровотечении. Первая помощь при наружном кровотечении. Способы временной остановки наружного кровотечения. Виды кровотечений: признаки и способы оказания первой помощи. Признаки и оказание первой помощи при обмороках, переломах, ранах, отравлении аварийными химически опасными веществами, химических, лучевых, термических ожогах. Практическая квалификационная работа Стропальщик (2-й разряд) Строповка и увязка простых изделий, деталей, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов массой до 5 т для их подъема, перемещения и укладки. Отцепка стропов на месте установки или укладки. Подача сигналов машинисту крана (крановщику) и наблюдение за грузом при подъеме, перемещении и укладке. Выбор необходимых стропов в соответствии с массой и размером перемещаемого груза. Определение пригодности стропов. Стропальщик (3-й разряд) Строповка и увязка простых изделий, деталей, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов массой свыше 5 до 25 т для их подъема, перемещения и укладки. Строповка и увязка грузов средней сложности, лесных грузов (длиной свыше 3 до 6 м), изделий, деталей и узлов с установкой их на станок, подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов, а также других аналогичных грузов массой до 5 т для их подъема, перемещения и укладки. Выбор способов для быстрой и безопасной строповки и перемещения грузов в различных условиях. Сращивание и связывание стропов разными узлами.